электронные компоненты

рада-нн.рф

 

Часы

Счетчик посещений

181227
Сегодня
87

Цыганской пляской огневою

С пушкинских времен стали цыганские хоры на Руси явлением совершенно обыкновенным, и имели они широчайшее распространение вплоть до самой, как известно, революции. То же продолжалось и при советской власти. Не только в Москве был знаменитый на весь огромный СССР цыганский театр "Ромен", но редко какая областная филармония не имела своего цыганского ансамбля. А уж как народу концерты цыган нравились - и говорить лишнее. Города и деревни - все собирались, чтобы посмотреть и послушать цыганских исполнителей, разбивавших своей музыкой самые суровые сердца и певших песни, трогательные до слез.
Потом наступило наше время - время перемен. И случилось вот что: любовь русского народа к цыганской музыке осталась прежней, а удовлетворить ее теперь почти некому. По той простой причине, что цыганских ансамблей теперь раз-два и обчелся. В нашем городе, например, их всего два: "Рада" и "Шадрица". Причем увидеть и услышать что один, что другой - задача почти неразрешимая. Так что если увидишь и услышишь, считай, тебе крупно повезло.
...В пресс-клубе "Биржи" так и считали в минувший четверг, когда на очередное клубное собрание пришли артисты ансамбля "Рада" во главе с самой Еленой ЛАЗАРЕНКО - художественным руководителем, солисткой и, если можно так сказать, душой ансамбля.
- Если можно, начнем с традиционного: расскажите, пожалуйста, Елена, как вы попали в "Раду"?
- Профессиональной артисткой я решила стать с самого начала. Поступала в театральное училище. Меня не приняли с комментарием: "Вам нужно к Сличенко". Я приехала к Сличенко. А он мне: "У нас очень много артистов. Старушки, пока не умрут, со сцены не уходят, так что ждать места тебе придется очень долго". В общем, не взял. Тогда я решила получить образование прямо в ансамбле. Меня взяли сразу. В ансамбль, которым руководил Вася Васильев - Яшка Цыган из "Неуловимых мстителей". Потом я выступала в других коллективах. И всегда понимала, что профессиональное образование нужно все равно. В музыкальное училище меня не взяли. Зато в культпросвет приняли. Я закончила дирижерско-хоровое отделение и попробовала поступить в консерваторию. Пробовала несколько раз. Но приняли меня только тогда, когда ректором стал Л.К. Сивухин. Предыдущий ректор мне отказал прямо: "Эта, - он показал на меня пальцем, - здесь учиться не будет никогда". Консерваторию я закончила по классу народного пения.
- Принято считать, что артисты в цыганских коллективах - это цыгане, происходящие из старых артистических династий. Артисты "Рады" тоже из артистических семей?
- Нет. Мы все - исполнители в первом поколении. Хотя сказать, что мы выросли не знакомыми с цыганским творчеством, нельзя: в наших семьях и пели, и плясали, и играли на гитарах.
- Сколько "Раде" лет?
- Восемь. То есть официальная презентация коллектива прошла восемь лет назад. Мы были тогда небольшим самодеятельным ансамблем. Собирались, вечерами иногда выступали. А однажды нас увидела Валентина Пономарева. И сказала, что мы можем выступать и на концертной эстраде. Наш первый концерт в оперном театре собрал полный зал. Публике очень понравилось.
- С тех пор вы систематически выступаете с концертами?
- Раньше выступали систематически. Люди принимали цыган прекрасно. Каждый день шло по два концерта. Все могли купить билет, и от публики отбою не было. Помню, мы в деревнях концерты давали даже в час ночи: ждали, пока женщины коров подоят... Теперь выступаем только на свадьбах и юбилеях. Нас приглашают часто, причем приглашают очень разные люди: и представители администрации, и простые рабочие, и богатые бизнесмены, и простые служащие. Концерты, к сожалению, пришлось прекратить. Продюсера у нас нет, сил и времени самим заниматься организацией концертных выступлений нет тоже. И потом, дать концерт - это очень дорого. Аренда зала, транспорт, чтобы добраться, продажа билетов - все слишком сложно.
- Елена, а что поет "Рада"? Где вы берете то, что исполняете?
- Я с детства слушала и запоминала. В деревне в Богородском районе, где прошло мое детство, всегда много пели. В том же Толоконцеве много пели. Когда выросла, я работала во многих профессиональных цыганских коллективах. Так что музыки я знаю очень много. Мы не исполняем цыганскую эстраду. Мы не исполняем и самые старинные шатровые цыганские песни (хотя они есть в нашем репертуаре). Мы поем "середину".
- Что значит "середину"?
- Песни городских цыган. Подлинные, старинные, но аранжированные так, чтобы их можно было с успехом петь на современных свадьбах.
- А то, что вы танцуете, - это старинные движения цыганских танцев?
- Городские цыгане, конечно, танцуют не так, как таборные. Их движения немного эстрадированы. Но именно немного. Так, что цыганская манера в них все равно отчетливо проступает. Вы никогда не обращали внимания, что если цыганский танец исполняет русский коллектив, он как бы уже получается и не цыганский? Не так юбочкой машут, не так ножку ставят...
- Скажите, владеете ли вы секретами цыганского гадания? Вас же наверняка иногда просят погадать?
- Во время выступлений часто обращаются с просьбами. Мы гадаем. Но непрофессионально. Гадание связано с деньгами, с обманом. Зачем нам это?
- Приглашают ли вас выступить в цыганские дома?
- Сейчас приглашают. Хотя цыгане как были, так и остаются очень музыкальными и сами много поют, если случается застолье. Но старинных цыганских песен теперь в массовом цыганском репертуаре нет. Поют другое. Цыганские песни, но переделанные на современный лад, аккомпанируя себе на "Ямахе". Появились песни, где кем-то сочиненный современный цыганский текст положен на американскую мелодию. Цыганская музыка и цыганские вкусы тоже меняются. Как и у всех...

.